Мобильно
сТУПЕНЬ 1. ПОНЯТИЕ О развитиИ
ЗАБЛУЖДЕНИЯ О РАЗВИТИИ
УРОК 1
В первом Уроке Вы совершите шаг от обыденного представления о развитии к «правильному». Обыденное представление – это то, которое «на слуху» или, как шутят культурологи, это то, чем оперирует «общественно-научное сознание». Разумеется, такого нет :)

«Правильное»… скорее всего Вы понимаете почему здесь поставлены «кавычки». Кто ж его знает – правильное?! Человечество приближается к нему в потемках своего мышления. Но все же что-то разумное о развитии уже приоткрыто.
Вот примеры обыденных взглядов на развитие

… это различные улучшения

… это изменения - преобразования, смена состояний

… это качественные преобразования

… это количественно-качественные преобразования

В этих суждениях почти ничего нет про развитие. В них смешаны надежды на лучшее и припоминание о Гегеле.
С этим надо разобраться, чтобы дальше смотреть развитию уже прямо «в лицо» и исследовать его, а не его тени!
Учебная цель первого Урока состоит в том, чтобы

  • Помочь Вам отделить развитие от других процессов, которые происходят с Вами, с другими людьми, с обществом, с живой природой;
  • Укрепить Вас в правильности выбора той линии, того подхода к освоению развития, который дальше мы будем использовать с Вами.
ВИДЕО
Мы уверены, что после просмотра у Вас появилось какое-то свое отношение к сказанному. С чем-то Вы согласились, что-то вызвало сомнение, что-то дало толчок новым мыслям. Дайте всему этому продлиться и окрепнуть.

Шаг 1. Первым делом — почитайте текст к видео. Возможно, он дополнит и какой-то деталью прояснит то, что быстро и не совсем ясно прозвучало в рассказе. Хотя, это не обязательно.

Шаг 2. После этого поразмышляйте над небольшим примером и попытайтесь определиться со своим мнением относительно вопроса к нему.

Шаг 3. Затем познакомьтесь с нашим вариантом ответа на тот же вопрос
(Комментарий к кейсу). Сравните его со своим мнением — это поможет Вам чуть глубже понять предмет, которому посвящен наш урок.

Шаг 4.
Поразмышляйте над вопросами, которые возникают у людей в связи с поднятой темой (Вопросы экспертам). Возможно какой-то вопрос покажется особенно интересным для Вас и Вам захочется письменно ответить на него — не сдерживайте себя от этого! :)

Шаг 5. После всего этого пройдите тест.

Шаг 6. Если Вам покажется, что этой короткой экскурсии по материалам урока Вам не достаточно и захочется понять обсуждаемый предмет глубже, то обратитесь к литературе, которую мы рекомендуем Вам.

Шаг 7. Перед переходом к следующему уроку почтите текст, который мы назвали «Сомнения». Рассмотрите их как небольшой «мостик» к новому знанию о развитии.

И постарайтесь на примере этого Урока принять методику изучения нашего предмета — она будет повторяться на каждом Уроке.
ПРИМЕР ДЛЯ АНАЛИЗА
КЕЙС
КОММЕНТАРИЙ К КЕЙСУ
Попробуйте составить свое собственное мнение о ситуации прежде, чем перейдете к комментарию.

Компания занимается производством и продажей многофункциональных глюкал. Глюкалы[1] широко используются в народном хозяйстве на территории России и в странах СНГ как антистрессовые средства и стимуляторы эстетического мышления.

В последнее время рынок глюкал вошел в фазу острой конкуренции, сопровождающейся демпингом и информационными войнами. Доходы компании стали падать. Это вызвало беспокойство у руководителей компании. В ходе стратегической сессии был принят ряд решений о развитии компании.

Ключевые из них:
  • повысить качество глюкал;
  • зарегистрировать товарный знак на глюкалы;
  • расширить пакет сервисных услуг (доставка, замена погибших глюкал, гарантийное обслуживание, художественное раскрашивание глюкал по вкусу потребителей и прочее);
  • сократить издержки на производство глюкал;
  • часть функций перевести на аутосорсинг (логистику, найм персонала и другое);
  • повысить активность интернет-продаж.

ВОПРОС
Какие из этих решений являются развивающими?


[1]Глюкало – сложное техническое устройство из металла, композитных и естественных материалов, пригодное для испытаний в малых водоемах. Название получило от характерного звука («глюк – глюк») , раздающегося при бросании устройства в воду для созерцания последующего процесса.
Наш ответ

    1. В строгом смысле среди этих решений нет ни одного развивающего. Все они являются улучшающими. Ни одно из них не приведет к изменению облика компании, к смене ее инварианта (неизменного). Она по-прежнему будет делать то же, что и всегда, только немного лучше.
    2. В более мягком (нестрогом) смысле к развитию можно отнести решение изменить состав сервисных услуг.

    Появление новых видов услуг при сильном приближении можно рассматривать как изменение облика компании. Возможно, она теперь сможет делать что-то другое. Однако, это изменение вряд ли приведет к появлению качественно Другой компании.

    «Все осталось как было, и будет всегда»
    ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ
    Вопросы экспертам
    Попытайтесь дать свои версии ответов на эти вопросы:
      • Почему развитие нельзя определять как улучшение?
      • Почему улучшение значений показателей деятельности не является развитием?
      • Почему невозможен непрерывный успех как следствие развития?
      • Почему стремление человечества к «лучшему» непреодолимо для понимания существа развития?
      • Управляемо ли развитие? И почему?
      • Может ли следствием развития компании быть уменьшение ее доходов?
      • Какие объекты наблюдения нам следует взять, чтобы по ним наблюдать развитие?
      • Где можно найти объективные представления о развитии?
      • Что можно считать развитием для города? А для села?
      • Свойства и закономерности развития… разное ли это?
      ТЕСТ
      Тест к Уроку 1
      Согласно концепции Л.С. Выготского личность определяется структурой ценностей человека. Ценности являются теми векторами, по которым человек сверяет желательность своих действий, проявляя тот или иной тип поведения. Одним из следствий этого взгляда является то, что развитие человека – это смена его ценностей.

      Какие аргументы возникают у Вас в подтверждение или опровержение справедливости этого суждения.

      Выберите один из вариантов ответа
      ЛИТЕРАТУРА
      Выготский Л. С. Педагогическая психология. / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ; Астрель, 2010. – 672 с.

      Кузнецов О. Л., Кузнецов П. Г., Большаков Б. Е. Система природа – общество – человек. Устойчивое развитие. – Государственный научный центр Российской Федерации ВНИИгеосистем; Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2000. – 392 с.

      Ланге О. Целое и развитие в свете кибернетики//Исследования по общей теории систем. – М.: Прогресс, 1969. С.181-251.

      Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. – М.: Наука, 1987. – 304 с.



      СОМНЕНИЯ
      Некоторые заблуждения разоблачены, но совсем ли? Вместо прежних вопросов теперь возникают новые:

      • Достаточно ли представителен период развития на Земле, которым мы располагаем, чтобы судить о свойствах развития объективно?
      • Возможно ли по ограниченному отрезку времени судить об универсальных закономерностях развития?
      • Владеем ли мы всем составом ограничений на переходы количества/качества живых «вещей», чтобы рассуждать о свойствах развития?
      • Настолько ли необходимо преодолеть стремление «к лучшему», чтобы понять развитие и служить ему?
      • Что представляет собой инвариант организации?
      • Что представляет собой инвариант человека как биологического вида?
      • Что представляет собой инвариант человека как явления культуры?

      Как Вы теперь понимаете, развитие следует искать не в обновлении значений каких-то показателей «вещей», а в смене их существенных признаков, в смене, как мы говорим уже с Вами, их инварианта.

      Но каков это самый инвариант в тех предметах, с которыми мы имеем дело – в организациях, в продуктах нашей деятельности, в самой деятельности, в культурах, в нациях, в обществах, в которых мы живем? С этим мы, конечно же будем разбираться.

      Но не менее интересно и то, как происходит эта самая «смена»? Каковы свойства самих переходов, которыми меняется мир?

      А сколько всего у развития свойств? Спросим попроще – сколько свойств у «вещей»? Сколько и каковы же свойства именно развивающих переходов?

      Об этом – в следующем Уроке.
      Close
      Написать в Мастерскую
      Ваше сообщение
      Как к Вам обращаться?
      Ваша фамилия
      Ваш e-mail
      Ваш телефон
      Хочу получать новости
      Нажимая на кнопку "ОТПРАВИТЬ", Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой