Некоторые заблуждения разоблачены, но совсем ли? Вместо прежних вопросов теперь возникают новые:
- Достаточно ли представителен период развития на Земле, которым мы располагаем, чтобы судить о свойствах развития объективно?
- Возможно ли по ограниченному отрезку времени судить об универсальных закономерностях развития?
- Владеем ли мы всем составом ограничений на переходы количества/качества живых «вещей», чтобы рассуждать о свойствах развития?
- Настолько ли необходимо преодолеть стремление «к лучшему», чтобы понять развитие и служить ему?
- Что представляет собой инвариант организации?
- Что представляет собой инвариант человека как биологического вида?
- Что представляет собой инвариант человека как явления культуры?
Как Вы теперь понимаете, развитие следует искать не в обновлении значений каких-то показателей «вещей», а в смене их существенных признаков, в смене, как мы говорим уже с Вами, их инварианта.
Но каков это самый инвариант в тех предметах, с которыми мы имеем дело – в организациях, в продуктах нашей деятельности, в самой деятельности, в культурах, в нациях, в обществах, в которых мы живем? С этим мы, конечно же будем разбираться.
Но не менее интересно и то, как происходит эта самая «смена»? Каковы свойства самих переходов, которыми меняется мир?
А сколько всего у развития свойств? Спросим попроще – сколько свойств у «вещей»? Сколько и каковы же свойства именно развивающих переходов?
Об этом – в следующем Уроке.