Мобильно
сТУПЕНЬ 1. ПОНЯТИЕ О развитиИ
СВОЙСТВА РАЗВИТИЯ
УРОК 2
В этом Уроке Вы научитесь различать, то есть понимать основные свойства развития. Здесь мы «возьмем», выделим у развития лишь свойства, не обращая внимание на другое, например, на закономерности, на последствия и на что-либо еще.

Как следует понимать свойства? И каковы «основные» свойства развития?

В предыдущем Уроке нам удалось выйти на два важных различения:

  1. О том, что акт развития заключается в смене некоего количественно-качественного инварианта «вещей».
  2. О том, что эта смена, этот переход имеет особенные свойства. Вот эти свойства и будут обсуждаться в нашем Уроке.
Наверняка Вы знаете, что у «вещей» нет свойств?! Их нет в том смысле, что у «вещей» нет какого-то прочно связанного с ними перечня свойств.

Свойство – это то, что проявляется у «вещей» в их отношениях с другими «вещами».

Это легко проверить. Положите любой предмет на весы и он проявит свойство «вес». Попробуйте раскусить и он проявит «твердость». Попробуйте его продать и он проявит «ценность для клиента». Сколько же у «вещей» свойств? Разумеется, ровно столько, сколько раз мы сможем сопоставить их с другими «вещами»!

Сколько же свойств у развития? Ровно столько же – формула проста. Конечно же, все эти свойства в коротком Уроке нам не удастся даже перечислить. Поэтому возьмем лишь основные.

Будем под основными свойствами развития понимать те, которые

  • наиболее значительно влияют на наши усилия по поддержке развивающих перемен в себе и близком окружении;
  • выпукло отличают развитие как специфический процесс от всех других процессов.

Первый список этих свойств не будет большим. Но в более глубоком исследовании развития Вам будет открываться их все более полный ряд.
У второго Урока две учебных цели:

  • понять важные свойства развивающих изменений, которые существенным образом отличают их от всех других;
  • научиться отличать развитие от неразвития через их свойства как наиболее явные признаки, которые можно наблюдать.

Это позволит Вам, во-первых, со смыслом вести дела, которые Вы затеваете ради развития. И, во-вторых, это позволит Вам давать качественные оценки тем процессам, которые происходят с нами и вокруг Вас.

Мы пойдем к этим целям через исследование разных явлений жизни, в которых развитие обнажается перед нами.
    Ваши шаги по уроку после просмотра видеолекции
    Шаг 1. Можно прочитать текст к видео. Но это не обязательно.
    Шаг 2. Поразмышляйте над небольшим примером для анализа ( Кейс ) и попытайтесь определиться со своим мнением относительно вопроса к нему.
    Шаг 3. Познакомьтесь с нашим вариантом ответа на тот же вопрос ( Комментарий к кейсу ). Сравните его со своим мнением – это поможет Вам чуть глубже понять предмет, которому посвящен наш Урок.
    Шаг 4. Поразмышляйте над вопросами, которые возникают у людей в связи с поднятой темой ( Вопросы экспертам ). Возможно, Вам захочется прислать свои рассуждения – отправьте их администратору курса.
    Шаг 5. Пройдите тест.
    Шаг 6. Если Вам захочется понять обсуждаемый предмет глубже – обратитесь к литературе, которую мы рекомендуем.
    Шаг 7. Перед переходом к следующему уроку почитайте «Сомнения». Рассмотрите их как небольшой «мостик» к новому знанию о развитии.

    ВИДЕО
    ПРИМЕР ДЛЯ АНАЛИЗА
    КЕЙС
    КОММЕНТАРИЙ К КЕЙСУ
    Попробуйте составить свое собственное мнение о ситуации прежде, чем перейдете к комментарию.

    Пять лет назад приуральская логистическая компания начала активное движение в регионы. Успех быстрой экспансии компании был связан, в первую очередь, с высокой технологичностью деятельности. Одной из первых она освоила мировые примеры логистики (автоматизацию, планирование на основе «толкающих» систем; управление производством на основе «тянущих» систем, интеграцию деятельностей на основе автоматизации и другое). В первые годы активного продвижения всего этого было достаточно для успеха. Постепенно рынок логистики насыщался и количеством участников,и их технологическими преимуществами. Добиваться прежних результатов становилось труднее. Темп роста объемов продаж компании снижался и достиг тревожного для акционеров уровня.

    Для возвращения лидирующих позиций технологично ориентированные руководители занялись усилением этого своего главного преимущества. Были выявлены участки «ручной» работы, которые сдерживали успех. Понадобилось несколько месяцев, чтобы разработать тщательную схему процессов компании и внедрить строгие регламенты поведения сотрудников. Вскоре этого оказалось мало, поскольку «зависания» деятельности обнаруживались не в области процедур, а в области отношений сотрудников друг к другу и к клиентам. Потребовалось вводить элементы «бережливого производства» и других «мягких» методов управления непрерывными изменениями.

    На какое-то время позиции компании укрепились. Однако, руководители понимали, что это временный успех.


    ВОПРОС
    Какие свойства развития проявились в этом примере?

    Наш ответ

      Этот пример нагляден проявлением нескольких свойств развития.

      Прежде всего, это свойство изменения темпа перемен. Совершенно явно, компания перешла от фазы интенсивного роста к стабилизации побед.

      Второе свойство – это предельность количественно-качественных изменений. И не так важно, какими с конкретными обстоятельствами оказалось связано понижение доходности компании (увеличение количества игроков на рынке или другое) – все, что имеет начало непременно имеет и конец. Рано или поздно ресурсы достигнутого истощаются – это толкает живое к новым переменам.

      Третье свойство – это усложнение деятельности. От явных, грубых технологий компании приходится совершать технологические интервенции во все более «тонкие» грани ее жизни. От технологизации бизнес-процессов – к работе с культурой.

      В примере можно увидеть и то, что состоялся переход от плавных (адаптационных) изменений деятельности к скачкообразному. Его называют «бифуркацией». «Би» – здесь означает «два». Это этап раздвоения пути развития. Компания направила свои усилия на углубление технологизации. Но могла пойти и другим путем. Например, заняться усилением своей рекламной деятельности. Или вовсе оставить рынок, продать активы, на вырученные деньги построить аэроплан и улететь… в теплые страны.

      Если попытаться помыслить прошлое, настоящее и будущее компании, то можно увидеть и признаки такого свойства, как ритмичность. Здесь оно сигнализирует нам картиной подъема – спада – нового грядущего подъема…

      Поистине «Всему свое время, и время всякой вещи под небом»
      ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ
      Вопросы экспертам
      Как следует использовать свойства развития при управлении развивающими процессами в организациях?
      Дайте свой ответ по одному – двум свойствам, который были вскрыты в этом Уроке.
      1. НЕПРЕРЫВНОСТЬ
      Свойство развития
      2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СМЕН ЭТАПОВ (АЛГОМИТРИЧНОСТЬ)
      Свойство развития
      3. ВОЛНОВОЙ ХАРАКТЕР ПЕРЕМЕН (РИТМИЧНОСТЬ)
      Свойство развития
      4. ИСЧЕРПАНИЕ РОСТА СВОЙСТВ (ПРЕДЕЛЬНОСТЬ)
      Свойство развития
      5. УСЛОЖНЕНИЕ СТРУКТУР ОБЪЕКТОВ
      Свойство развития
      6. МНОГОАСПЕКТНОСТЬ – ДИНАМИКА В «СЛОЯХ» РЕАЛЬНОСТИ
      Свойство развития
      7. ПОВТОРЯЕМОСТЬ СВОЙСТВ СОСТОЯНИЙ (ЦИКЛИЧНОСТЬ)
      Свойство развития
      ТЕСТ
      Тест к Уроку 2
      Если признать, что развитие происходит алгоритмично, в логике так называемого «жизненного цикла», то есть в некоей закономерной последовательности характерных этапов, то какова эта последовательность?

      Выберите один из вариантов ответа


      ЛИТЕРАТУРА
      Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития – М.: Наука, 1987. – 304 с.

      Спенсер Герберт. Синтетическая философия (В сокращенном изложении Говарда Коллинза). –Киев: «Ника – Центр», «Вист – С», 1997. – 512 с.

      Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М.: Наука, 1987. – 240 с.

      Теслинов А. Г. Бизнес-перемены: 9 законов и 70 уроков настройки вашего бизнеса. – М.: Эксмо, 2011. – 284 с.

      Грейнер Л. Эволюция и революция как организационный рост (Evolution and Revolution as Organization Grow / Harvard Business Review, 1972)
      СОМНЕНИЯ
      Скорее всего, теперь Вам будет легче размышлять о развитии. Все же понимание его хотя бы некоторых свойств немного приоткрывает занавес над неизвестным, позволяя нам как-то влиять на него в своих целях. Но…

      • Действительно ли выделенные свойства (алгоритмичность, непрерывность, многослойность и другие ) являются наиболее важными?
      • С какой точки зрения они важны?
      • Какие свойства имеют для нас жизненное значение?
      • Не являются ли выделенные свойства закономерностями?
      • Чем закономерность отличается от свойства?
      • Что важнее для овладения развитием – закономерности или свойства?
      • Действительно ли вскрытые свойства как проявление внутреннего, скрытого, неявного механизма развития могут вполне радовать исследователя? Что нужно знать о нем еще?
      Согласитесь, эти и другие свойства развития все же оставляют его для нас как «черный ящик». Ведь не понятно как они образуются. Сама «механика» развития по-прежнему скрыта в нем. Но какова она?

      В следующем Уроке обратимся к «механизмам» развития.
      Close
      Написать в Мастерскую
      Ваше сообщение
      Как к Вам обращаться?
      Ваша фамилия
      Ваш e-mail
      Ваш телефон
      Хочу получать новости
      Нажимая на кнопку "ОТПРАВИТЬ", Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой