Мобильно
сТУПЕНЬ 1. ПОНЯТИЕ О развитиИ
МЕХАНИЗМЫ пред - РАЗВИТИЯ
УРОК 3
Понимание свойств развития уже приоткрывает некоторые возможности осмысленного отношения к нему. Но еще не позволяет «увидеть» те пружины, благодаря которым эти свойства возникают.

Как возникает текучесть жидкости? Как возникает твердость камня? Как возникает живучесть финиковой пальмы в знойной пустыне? Примерно такие вопросы теперь стоит задать развитию – как оно меняет облики объектов? Почему они становятся сложнее? Почему человеческая эпоха ускорила, кажется, все процессы медленно меняющейся до того планеты? Это те вопросы, на которые можно отвечать лишь понимая некоторые «механизмы» развития.
    «Механизмом» в Древней Греции называли внутреннее устройство машины, приводящее ее в действие. По отношению к развитию это звучит несколько странно. Но возьмем для нашего случая поправку на это понятие, идущую от нашего славного соотечественника – Александра Александровича Богданова (Малиновского). Механизм – это понятая организация. В третьем Уроке мы постараемся понять организацию тех причин, которыми подталкивается развитие.

    При строгом отношении к развитию надо согласиться с тем, что вряд ли можно «увидеть» один такой механизм. И если бы мы все же попытались это сделать, то он был бы чрезвычайно сложным. Удобнее для нашего понимания развития разобраться с его разными механизмами, действующими совместно. Это первая особенность третьего Урока.

    И вторая – рассмотрим только несколько механизмов, которые отчетливее других указывают на суть развития. Уместно такие механизмы назвать «МЕХАНИЗМАМИ пред-РАЗВИТИЯ». Они уже объяснят нам некоторые важные свойства развития, хотя еще до конца не откроют «тонкие» обстоятельства тех самых «ограничений на количественно-качественные переходы», под которыми мы и понимаем теперь развитие.
    У третьего Урока две учебных цели:

    • Узнать и понять природу действия нескольких механизмов природы, которыми двигается развитие;
    • Получить удовольствие от «приложения» этих понятий к процессам развития важных для Вас реальностей. Имеется в виду удовольствие, которое чаще всего сопровождается примерно таким высказыванием – «я понял!».

    Это позволит Вам, во-первых, предвидеть хотя бы близкие последствия процессов развития (людей, организаций, культур…). Во-вторых, это позволит объяснять перемены там, где Вы еще не могли этого сделать.

    В Уроке будут рассмотрены лишь несколько механизмов. Другие откроются впоследствии тем, кому всего этого не будет хватать для понимания происходящего.
      Ваши шаги по уроку после просмотра видеолекции
      Шаг 1. Можно прочитать текст к видео. Но это не обязательно.
      Шаг 2. Поразмышляйте над небольшим примером для анализа ( Кейс ) и попытайтесь определиться со своим мнением относительно вопроса к нему.
      Шаг 3. Познакомьтесь с нашим вариантом ответа на тот же вопрос ( Комментарий к кейсу ). Сравните его со своим мнением – это поможет Вам чуть глубже понять предмет, которому посвящен наш Урок.
      Шаг 4. Поразмышляйте над вопросами, которые возникают у людей в связи с поднятой темой ( Вопросы экспертам ). Возможно, Вам захочется прислать свои рассуждения – отправьте их администратору курса.
      Шаг 5. Пройдите тест.
      Шаг 6. Если Вам захочется понять обсуждаемый предмет глубже – обратитесь к литературе, которую мы рекомендуем.
      Шаг 7. Перед переходом к следующему уроку почитайте «Сомнения». Рассмотрите их как небольшой «мостик» к новому знанию о развитии.

      ВИДЕО
      ПРИМЕР ДЛЯ АНАЛИЗА
      КЕЙС
      КОММЕНТАРИЙ К КЕЙСУ
      Попробуйте составить свое собственное мнение о ситуации прежде, чем перейдете к комментарию.

      Замечательные наблюдения закономерностей деловой жизни, сделанные историком Сирилом Норткотом Паркинсоном (1955), удивляют нас изящными образами механизмов развития, Вот, например, один из них:

      НОВОЕ ЗДАНИЕ, или Жизнь и смерть учреждений[1]

      «Всякий, кто изучает устройство учреждений, знает, как определить вес должностного лица. Сосчитаем, сколько к нему ведет дверей, сколько у него помощников и сколько телефонов, прибавим высоту ворса на ковре (в сантиметрах) и получим формулу, годную почти повсеместно. Однако мало кто знает, что, если речь идет об учреждении, числа эти применяются иначе: чем они больше, тем оно хуже.

      Возьмем, к примеру, издательство. Известно, что издатели любят работать в развале и скудости. Посетителя, ткнувшегося в двери, попросят обогнуть дом сзади, спуститься куда-то вниз и подняться на три пролета. Научный институт помещается чаще всего в полуподвале чьего-то бывшего дома, откуда шаткий дощатый переход ведет к железному сараю в бывшем саду. А кто из нас не знает, как устроен обычно международный аэропорт? Выйдя из самолета, мы видим (слева или справа) величественное здание в лесах и идем за стюардессой в крытый толем сарай. Мы и не ждем ничего иного. Когда строительство закончится, аэродром перенесут в другое место.

      Вышеупомянутые учреждения при всей своей пользе и активности прозябают в таких условиях, что мы бываем рады прийти туда, где все удобно и красиво. Входная дверь, стеклянная с бронзой, окажется в самом центре фасада. Ваши начищенные ботинки тихо ступят на блестящий линолеум и пройдут по нему до бесшумного лифта. Умопомрачительно томная секретарша проговорит что-то алыми губками в снежно-белую трубку, усадит вас в хромированное кресло и улыбнется, чтобы скрасить неизбежные минуты ожидания. Оторвав взор от глянцевитых страниц журнала, вы увидите широкие коридоры, уходящие к секторам А, Б и С, и услышите из-за всех дверей мерный гул упорядоченного труда. И вот, утопая по щиколотку в ковре, вы долго идете к столу, на котором в безупречном порядке разложены бумаги. Немигающий директорский взгляд завораживает вас, Матисс на стене устрашает, и вы понимаете, что здесь-то, наконец, работают по-настоящему.

      И ошибаетесь. Наука доказала, что административное здание может достичь совершенства только к тому времени, когда учреждение приходит в упадок. Эта, казалось бы, нелепая мысль основана на исторических и археологических исследованиях. Опуская чисто профессиональные подробности, скажем, что главный метод заключается в следующем: ученые определяют дату постройки особенно удачных зданий, а потом исследуют и сопоставляют эти данные. Как выяснилось, совершенное устройство – симптом упадка. Пока работа кипит, всем не до того. Об идеальном расположении комнат начинают думать позже, когда главное сделано».

      ВОПРОС
      Проявление каких механизмов развития удалось заметить и описать Паркинсону?

      [1] Паркинсон С. Законы Паркинсона. – М.: Прогресс, 1989. – 448 с.
      Наш ответ

      1. Наиболее отчетливо здесь проявлен механизм «роста». Из примера видно, что всякий рост однажды завершается, принуждая системы к повороту развивающихся процессов в сторону смены своего качества. Именно такой урок и выводит из своего рассказа Паркинсон: «Совершенство – это завершенность, а завершенность это смерть».

      2. Второй механизм в этом сюжете – активность. Там, где есть энергия для перемен, там они и происходят, толкая развитие по линии своих главных переходов – количество – качество – количество – качество…
      ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ
      Вопросы экспертам
      Скорее всего, разговор и Вас приводит к мысли о том, что нам следует научиться использовать механизмы развития. Однако, для этого их, во-первых, следует знать, чтобы различать, а во-вторых, как-то «измерять» их действие на нас.

      Как бы Вы рекомендовали оценивать действие механизмов, о которых мы говорим в Уроке 3?
      Выскажите свои предложения по любому из них, обосновывая свои суждения примерами, которые Вы знаете.
      1. МЕХАНИЗМ «АКТИВНОСТИ»
      2. МЕХАНИЗМ «ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА»
      3. МЕХАНИЗМ «ВОЛИ К ОБЛАДАНИЮ»
      4. МЕХАНИЗМ «ПОЛЯРНОСТИ» ( ИЛИ «ПРОТИВОРЕЧИЙ» )
      5. МЕХАНИЗМ «РОСТА»
      6. МЕХАНИЗМ «ЭНТРОПИЙНОГО РАВНОВЕСИЯ»
      ТЕСТ
      Тест к Уроку 3
      Выберите один из вариантов ответа для каждого вопроса
      Вопрос 1. Проявите свое понимание механизма «полярности» («противоречий»). Какую роль выполняют полярности в природе?
      Вопрос 2. На какой механизм развития указывает то, что в природе действуют одновременно правила «естественного отбора» и «воли к обладанию»?

      ЛИТЕРАТУРА
      Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. – С.-Петербург: Наука, 1991. – 539 с.

      Богданов А. А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х книгах. Москва, «Экономика», 1989

      Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: Эксмо; Москва; 2015. – 160.

      Прангишвили И. В. Энтропийные и другие системные закономерности. М.: Наука, 2003. – 432 с

      Паркинсон С. Законы Паркинсона. – М.: Прогресс, 1989. – 448 с.
      СОМНЕНИЯ
      Мы обсудили с Вами несколько природных механизмов, которыми перемены подталкивают живые целостности к развитию, к количественно-качественным переходам в них. О механизмах мы говорили как о понятой организации сил, помогающих развитию.

      Однако, у любознательных исследователей по этому поводу возникают справедливые сомнения:

      • Что еще кроме этих механизмов необходимо взять во внимание, чтобы понимать развитие глубже?
      • Существуют феномены развития, которые никак не объясняются этими механизмами. Например, почему одни живые объекты развиваются, а другие – практически нет? Почему при взаимодействии простейших систем со сложными не всегда побеждаю вторые? Почему в природе ряд явлений повторяется? Тогда как их объяснять?
      • Что именно прирастает в живых системах, что приводит к изменению их обликов?
      • Как отличить один облик, например, человека, от другого, менее развитого?

      Эти и подобные вопросы побуждают искать более «тонкие» признаки развивающих перемен.

      Самым интересным теперь становится вопрос – как эти механизмы срабатывают в наших примерах –в развитии человека и организации? Что именно качественно меняется в их облике в ходе перемен?

      Оказывается, это происходит «клеточным» образом.
      Close
      Написать в Мастерскую
      Ваше сообщение
      Как к Вам обращаться?
      Ваша фамилия
      Ваш e-mail
      Ваш телефон
      Хочу получать новости
      Нажимая на кнопку "ОТПРАВИТЬ", Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой