Попробуйте составить свое собственное мнение о ситуации прежде, чем перейдете к комментарию.
В начале перестройки одна образовательная компания нашла иностранных партнеров с хорошими, умными и технологичными продуктами – программами развития компетентностей руководителей. Выйдя со всем этим на российский рынок, она быстро оказалась в лидерах, привлекая к себе большое количество сторонников - клиентов. За короткий срок компания обросла десятками филиалов в России и в ближнем зарубежье.
Под флаг сильных образовательных технологий в движение втянулся отряд умных, талантливых, активных сотрудников, быстро освоивших новинки. Синтез технологий отечественно образования с иностранным способствовал стремительному росту их компетентностей. Первые годы теперь вспоминаются как лучшее время компании. Это время, когда возникший диалог культур приводил к появлению новых собственных технологий, собственных образовательных программ, которые признавали уникальными даже иностранные разработчики продуктов. Все это вовлекало преподавателей в саморазвитие и самообразование. Это время, когда они начали активно защищать диссертации, сочинять книги, совершать продуктивные интервенции в образование как науку.
Организация деятельности сложилась довольно быстро. Появились отделы с разделенными функциями, обеспечивающие подразделения, руководители, их заместители и все то, что образует многие современные компании. По мере роста объемов продаж, количества образовательных продуктов и филиалов созданная структура компании испытывала новую нагрузку и, обучаясь на новом опыте, совершенствовалась. Но ее существенных трансформаций не происходило. Успех деятельности на растущем рынке показывал приемлемую удовлетворительность выбранной модели бизнеса. Центральный офис превратился в своего рода управляющую компанию, контролирующую финансовые потоки, создающую нормативы деятельности, требующую от сотрудников разросшейся организации выполнения обязательств.
Со временем обозначились объективные противоречия между подходами к деятельности в центре и в деловой «оболочке» компании. Исследовательская, предпринимательская, творческая активность сотрудников, выходящих в аудитории и, как они говорили, собственной «шкурой» чувствующая перемены в потребностях клиентов, в изменении поведения конкурентов, вступала в усиливающийся конфликт с замкнутым на себя, окрепшим управленческим «аппаратом». Эта, в общем-то, распространенная во многих компаниях ситуация, поначалу была источником развивающих перемен. Однако, перемены шли весьма сдержанно. Постепенно дистанция между внутренним покоем «аппарата» и штормящей «оболочкой исполнителей» усиливалась.
Наиболее активные и востребованные клиентами преподаватели и сотрудники стали оставлять компанию и либо уходить к конкурентам, либо создавать собственные компании. По отношению к ним усилились претензии со стороны руководства («Мы вас научили, вывели «в люди», а вы…?»). К этому добавилось и то, что рынок образовательных услуг уплотнился, борьба за благодарных слушателей ужесточилась. Обороты компании стали падать. Лицо компании на рынке потеряло привлекательность. Размеры ее уменьшились в десять раз. Теперь она едва заметна на образовательном небосклоне страны.
ВОПРОС
Почему это случилось? Закономерно ли это произошло? Какой из «механизмов развития» оказался неработоспособным?