Мобильно
сТУПЕНЬ 1. ПОНЯТИЕ О развитиИ
ЦЕЛОЕ В РАЗВИТИИ
УРОК 6
Одна из древних восточных мудростей утверждает, что «двойственности не существует, а многообразие не истинно». Не странно ли это?

Ведь куда бы ни попал луч нашего сознания, мы всегда сможем найти полярную пару: высокое – низкое, твердое – мягкое, притяжение – отталкивание, мужское –женское и так далее. Но помыслив о связи между полярностями можно понять, что они есть разные проявления чего-то одного и того же. Высокое и низкое есть проявление свойства удаленности от земли; твердое и мягкое – свойства плотности; притяжение и отталкивание – свойства взаимодействия. То есть всюду за противоположным нам может открыться единое. Всюду углубление синтеза открывает возможность найти очередное единство. Получается, что наблюдаемое всегда неполно. Оно всегда является частью чего-то более цельного.

То обстоятельство, что мир воспринимается нами в искаженном и неполном виде, люди в древности называли иллюзией (майя). Они полагали, что преодоление майи является ключевой задачей для человека, стремящегося к постижению действительного мира. Речь идет о том, что нам нужно предпринять специальные усилия для того, чтобы в потоке явлений, приходящем в сознание как осколочные проявления целого, научиться его распознавать. Целое для нас – это явление сознания.
    Просто и метко целое определил Аристотель, отличая его от бесконечного:

    «… бесконечное есть там, где беря некоторое количество, всегда можно взять что-нибудь за ним. А где вне ничего нет это законченное и целое. Ведь мы так и определяем целоеэто человек или сундук».

    Если с вещами дело обстоит так просто, то, с процессами или отношениями, или с человеческими ценностями все сложнее.

    Что, какие процессы надо помыслить, чтобы наблюдать целое в развитии? Что нужно взять в «объектив» своего наблюдения игр полярностей, чтобы понимать причины длительного, не прекращающегося хода эволюции живого?

    У знаменитого французского философа Тейяра де Шардена есть замечательная картина расширения разнообразия форм жизни на планете. Она наглядно показывает, что эволюционное становление живого от элементарных микроорганизмов до человека проходило сквозь огромное количество неудачных попыток. Это обстоятельство указывает на то, что развитие не только сложный, но и опасный класс реальности. Опасность состоит в том, что игры полярности, о которых мы говорили, могут пойти по тупиковому сценарию.

    Это обстоятельство указывает на то, что развитие не только сложный, но и опасный класс реальности. Опасность состоит в том, что игры полярности, о которых мы говорили, могут пойти по тупиковому сценарию.

    При каком условии развитие не прекращает своего хода, создавая все более живучие целостности? Какие процессы нужно поддерживать в организации, в человеке, в культуре для придание потоку эволюции жизни непрерывности? Что нужно мыслить в развитии как целое?
    У шестого Урока две учебных цели:

    • Понять природные основания устойчивости развития. Устойчивость развития мы будем рассматривать как свойство живого сохранять способность к прогрессивным переходам количества-качества при влиянии внешних воздействий.

    • Научиться мыслить развитие, различать развивающие процессы в «первой» и «второй» природе (в мире животных и в мире людей) в совокупности минимально необходимых условий, при которой оно не прекращает свою работу.

    Давайте держать в уме понятие о «прогрессивных переходах количества-качества» как о таких изменениях в живом, которые приводят к повышению их живучести во все более сложных обстоятельствах существования.

    Обращение к целому в развитии позволит Вам создавать и поддерживать в своих организациях, в сообществах, которыми Вы дорожите, такую среду, при которой жизнь не прекратит свое обновляющее Творчество.

    А что для этого нужно?
    Ваши шаги по уроку после просмотра видеолекции
    Шаг 1. Можно прочитать текст к видео. Но это не обязательно.
    Шаг 2. Поразмышляйте над небольшим примером для анализа ( Кейс ) и попытайтесь определиться со своим мнением относительно вопроса к нему.
    Шаг 3. Познакомьтесь с нашим вариантом ответа на тот же вопрос ( Комментарий к кейсу ). Сравните его со своим мнением – это поможет Вам чуть глубже понять предмет, которому посвящен наш Урок.
    Шаг 4. Поразмышляйте над вопросами, которые возникают у людей в связи с поднятой темой ( Вопросы экспертам ). Возможно, Вам захочется прислать свои рассуждения – отправьте их администратору курса.
    Шаг 5. Пройдите тест.
    Шаг 6. Если Вам захочется понять обсуждаемый предмет глубже – обратитесь к литературе, которую мы рекомендуем.
    Шаг 7. Перед переходом к следующему уроку почитайте «Сомнения». Рассмотрите их как небольшой «мостик» к новому знанию о развитии.

    ВИДЕО
    ПРИМЕР ДЛЯ АНАЛИЗА
    КЕЙС
    КОММЕНТАРИЙ К КЕЙСУ
    Попробуйте составить свое собственное мнение о ситуации прежде, чем перейдете к комментарию.

    В начале перестройки одна образовательная компания нашла иностранных партнеров с хорошими, умными и технологичными продуктами – программами развития компетентностей руководителей. Выйдя со всем этим на российский рынок, она быстро оказалась в лидерах, привлекая к себе большое количество сторонников - клиентов. За короткий срок компания обросла десятками филиалов в России и в ближнем зарубежье.

    Под флаг сильных образовательных технологий в движение втянулся отряд умных, талантливых, активных сотрудников, быстро освоивших новинки. Синтез технологий отечественно образования с иностранным способствовал стремительному росту их компетентностей. Первые годы теперь вспоминаются как лучшее время компании. Это время, когда возникший диалог культур приводил к появлению новых собственных технологий, собственных образовательных программ, которые признавали уникальными даже иностранные разработчики продуктов. Все это вовлекало преподавателей в саморазвитие и самообразование. Это время, когда они начали активно защищать диссертации, сочинять книги, совершать продуктивные интервенции в образование как науку.

    Организация деятельности сложилась довольно быстро. Появились отделы с разделенными функциями, обеспечивающие подразделения, руководители, их заместители и все то, что образует многие современные компании. По мере роста объемов продаж, количества образовательных продуктов и филиалов созданная структура компании испытывала новую нагрузку и, обучаясь на новом опыте, совершенствовалась. Но ее существенных трансформаций не происходило. Успех деятельности на растущем рынке показывал приемлемую удовлетворительность выбранной модели бизнеса. Центральный офис превратился в своего рода управляющую компанию, контролирующую финансовые потоки, создающую нормативы деятельности, требующую от сотрудников разросшейся организации выполнения обязательств.

    Со временем обозначились объективные противоречия между подходами к деятельности в центре и в деловой «оболочке» компании. Исследовательская, предпринимательская, творческая активность сотрудников, выходящих в аудитории и, как они говорили, собственной «шкурой» чувствующая перемены в потребностях клиентов, в изменении поведения конкурентов, вступала в усиливающийся конфликт с замкнутым на себя, окрепшим управленческим «аппаратом». Эта, в общем-то, распространенная во многих компаниях ситуация, поначалу была источником развивающих перемен. Однако, перемены шли весьма сдержанно. Постепенно дистанция между внутренним покоем «аппарата» и штормящей «оболочкой исполнителей» усиливалась.

    Наиболее активные и востребованные клиентами преподаватели и сотрудники стали оставлять компанию и либо уходить к конкурентам, либо создавать собственные компании. По отношению к ним усилились претензии со стороны руководства («Мы вас научили, вывели «в люди», а вы…?»). К этому добавилось и то, что рынок образовательных услуг уплотнился, борьба за благодарных слушателей ужесточилась. Обороты компании стали падать. Лицо компании на рынке потеряло привлекательность. Размеры ее уменьшились в десять раз. Теперь она едва заметна на образовательном небосклоне страны.

    ВОПРОС
    Почему это случилось? Закономерно ли это произошло? Какой из «механизмов развития» оказался неработоспособным?
    Наш ответ

      В этой грустной истории можно увидеть следы многих нарушенных закономерностей развития. Так, например, понятно, что управленческий аппарат потерял ту энергию, которая могла помогать повышению живучести компании. Понятно, что падение сотрудничества между разными уровнями организационной структуры компании зашло в некую «предельную» область, из которой не смогла выбраться. Были упущены благодатные силы тенденций к обновлению отношений и многое другое.

      Но в контексте предмета нашего Урока можно увидеть нарушение целого в «большой тройке» развития. Очевидно, что мы имеем дело с ситуацией, в которой:
      • В компанию были привнесены сильные технологии с большим потенциалом развития. Его усиливали и сами сотрудники, ускоряя техногенез компании;
      • Сами сотрудники демонстрировали интенсивное приращение собственного качества как индивидуумы. По сути компания состояла из интеллектуально развитых, активных субъектов с высоким интересом к саморазвитию. Это признак интенсивного онтогенеза компании. Можно сказать, что он «зашкаливал»;
      • Структура внутренних отношений в компании не развивалась. Она оказалась замороженной в ореоле успеха. Эта слабость филогенеза выступала причиной нарастающего дисбаланса между двумя другими векторами целостного развития компании.
      И теперь удивительно сознавать, как точно и беспощадно сработала пружина «нецелостности» развития.
      ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ
      Вопросы экспертам
      Исходя из развернутого перед Вами представления об основаниях долговременной устойчивости развития, как бы Вы ответили на следующие вопросы

      • Есть ли, на Ваш взгляд, еще что-то существенное, что следовало бы добавить к «большой тройке», чтобы помыслить развитие как целое?
      • Хорошей концептуальной схемой этой фундаментальной триады может служить ее образное отражение в индивидуальном сознании человека, предложенное философом К. Уилбером: онтогенез – это развитие по направлению «Я»; филогенез – по направлению «МЫ»; техногенез – по направлению «ЭТО». Как в этой схеме следует конструктивно понимать «МЫ»?
      • При каких условиях развитие общества в долгосрочной перспективе может быть успешным за счет сбалансированного движения лишь по каким-то двум направлениям? По каким?
      • Каковы Ваши примеры позитивного и одновременно негативного влияния результатов развития какого-то одного направления на два других?
      • Как могут выглядеть шкалы уровней развития по этим направлениям? Обоснуйте хотя бы какую-то одну такую шкалу.
      • Из каких утверждений может состоять Ваша концепция развития организации к этому моменту нашего курса?
      Выскажите свои предложения по любому из заданных вопросов.
      ТЕСТ
      Тест к Уроку 6
      Ускоряет ли развитие «второй природы» (человечества) техногенез и почему?

      Выберите один из вариантов ответа

      ЛИТЕРАТУРА
      Уилбер К. Краткая история всего/ Пер с англ. С.В. Зубкова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 476 с.

      Дарвин Ч.Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь.-С.–Петербург: Наука, 1991. 539 с

      ЛангеО.Целое и развитие в свете кибернетики//Исследования по общей теории систем.-М.: Прогресс, 1969.С. 181 - 251.

      Теслинов А. Г., Протасова И. А. Образование по-взрослому. Дух андрагогики развития. – М.:, ФЛИНТА: Наука, 2016. – 112 с. – (Развивающее образование для взрослых).

      Аристотель.Физика. – М.: Мысль, 1081. – Т.3. – 425 с.





      СОМНЕНИЯ
      Вы выполнили тест и, скорее всего, задумались о тех условиях, при которых даже целостное развитие, то есть сбалансированный по направлениям «большой тройки» процесс перемен, приводит или не приводит к усилению живучести мира людей. Оказывается не любая трансформации количества и качества помогает увеличению качества и количества жизни.

      Повсюду, на всех материках, на существующих рынках и территориях, свободных от рыночных отношений, можно найти примеры остановившихся сообществ. Мир людей наглядно демонстрирует нам гигантское разнообразие форм развития, в котором даже наиболее активные из них не создают заметных линий прогресса, оставаясь малозаметными образцами глобального тиража технологий, оставаясь в тени чужих «лучших практик». Отчего это происходит?

      • Есть ли еще какие-то «пружины» развития, без запуска которых наши даже целостные усилия слабы?
      • Что является важным условием успеха развития тех, кто овладел диалектическими инструментами по всем направлениям «большой тройки»?
      • Как людям и организациям удается совершать решительные переходы к новому облику, не устраняя многих своих недостатков?
      • «Решительность переходов»… есть ли какое-то особенное значение этого свойства развития?
      • Как возможны и как происходят «скачки» развития?
      Поисследуем теперь эту возможность развития. Она закономерно появляется как в «первой», так и во «второй» природе.
      Close
      Написать в Мастерскую
      Ваше сообщение
      Как к Вам обращаться?
      Ваша фамилия
      Ваш e-mail
      Ваш телефон
      Хочу получать новости
      Нажимая на кнопку "ОТПРАВИТЬ", Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой