Мобильно
сТУПЕНЬ 1. ПОНЯТИЕ О развитиИ
РАЗВИТИЕ КАК «СНЯТИЕ»
УРОК 7
В этом Уроке состоится ответ на вопрос о том, как в человеке или в любой организации людей происходят акты развития, о которых обычные люди говорят как о революционных скачках.

Надо сразу заметить, что говорят так напрасно. Особенно те, кто противопоставляет эволюцию и революцию. У этих терминов совершенно другие смысловые антонимы – Вы узнаете об этом на других ступенях образовательной программы о развитии. Здесь же, не усложняя для Вас путь к пониманию развивающих перемен, сосредоточимся на особенностях так называемых «скачков» развития.

Приготовьтесь к исследованию роли «скачков» в общей картине развития живого и особенностей скачкообразных переходов качества-количества. Это исследование приведет Вас к пониманию следующего:

  • Когда они возникают в диалектических «играх» полярностей;
  • Каковы условия возможности таких переходов;
  • Что происходит в удачных переходах;
  • Что происходит после них;
  • Как следует помогать таким переходам.
    У седьмого Урока две учебных цели:

    • Понять «механику» переходов живых целостностей от одного уровня развития к другому. Здесь пусть «уровень» означает некую заметную величину приращения их качества;

    • Научиться различать предпосылки к такого рода переходам, чтобы успешно преодолевать их и/или обоснованно отказываться от рискованной возможности стать другим.
    Уверены, что это поможет Вашему осознанному поведению в условиях быстрой смены обстоятельств жизни.
    Ваши шаги по уроку после просмотра видеолекции
    Шаг 1. Можно прочитать текст к видео. Но это не обязательно.
    Шаг 2. Поразмышляйте над небольшим примером для анализа ( Кейс ) и попытайтесь определиться со своим мнением относительно вопроса к нему.
    Шаг 3. Познакомьтесь с нашим вариантом ответа на тот же вопрос ( Комментарий к кейсу ). Сравните его со своим мнением – это поможет Вам чуть глубже понять предмет, которому посвящен наш Урок.
    Шаг 4. Поразмышляйте над вопросами, которые возникают у людей в связи с поднятой темой ( Вопросы экспертам ). Возможно, Вам захочется прислать свои рассуждения – отправьте их администратору курса.
    Шаг 5. Пройдите тест.
    Шаг 6. Если Вам захочется понять обсуждаемый предмет глубже – обратитесь к литературе, которую мы рекомендуем.
    Шаг 7. Перед переходом к следующему уроку почитайте «Сомнения». Рассмотрите их как небольшой «мостик» к новому знанию о развитии.

    ВИДЕО
    ПРИМЕР ДЛЯ АНАЛИЗА
    КЕЙС
    КОММЕНТАРИЙ К КЕЙСУ
    Попробуйте составить свое собственное мнение о ситуации прежде, чем перейдете к комментарию.

    Как хорошо было в деревне!

    Солнце весело сияло, рожь золотилась, душистое сено лежало в стогах. В зеленом уголке, среди лопухов, утка сидела на яйцах. Ей было скучно от долгого сидения.Наконец, затрещали скорлупки одна за другой. Утята вылезли на свет: «Как велик Божий мир! Как велик Божий мир!» Последний утенок был очень некрасив, без перьев, на длинных ногах. «Уж не индюшонок ли?» – испугалась соседка утка.

    Пошел утиный выводок на птичий двор. «Держитесь, детки, прямо, лапки врозь. Поклонитесь низко той старой утке – она испанской породы. Видите, у ней на лапке красную тесемку? Это высший знак отличия для утки!» Утята низко кланялись испанской утке. И скоро освоились со всем населением птичьего двора. Плохо пришлось только бедному некрасивому утенку. Над ним все смеялись, гнали его отовсюду, желали, чтобы кошка съела скорее его. Куры клевали его, утки щипали, люди толкали ногой, а индейский петух, надувшись, как корабль на парусах, наскочил на несчастного утенка!

    Утенок собрал все свои силы и перелетел через забор. Птички, сидевшие в кустах, вспорхнули с испугу. Утенок подумал: «Это оттого, что я такой гадкий…» Он закрыл глаза, но все же продолжал бежать, пока не достиг болота. Там дикие утки накинулись на него: «Ты что за птица?» Утенок поворачивался на все стороны. «Ты ужасно гадок!» Утенок кланялся как только мог ниже. «Не вздумай жениться на ком-нибудь из нас!» Мог ли подумать об этом утенок! Так начались его странствования. Чего только не вытерпел он за эту страшную осень! Иногда он часами сидел в камышах, замирая от страха, дрожа от испуга, а выстрелы охотников раздавались по всему лесу. Страшная пасть собаки зияла над его головой.

    Становилось холодней. Озеро постепенно затягивалось льдом. Утенок должен был все время плавать, чтоб вода не замерзла. Было б слишком грустно рассказывать о тех лишеньях, какие вынес он в эту зиму!

    Однажды солнышко пригрело землю своими теплыми лучами, жаворонки запели, кусты зацвели – пришла весна! Весело взмахнул утенок крыльями. За зиму они успели вырасти. Поднялся на крыльях утенок и прилетел в большой цветущий сад. Там было так хорошо!

    Вдруг из чащи тростников появились три прекрасных лебедя. Непонятная сила притягивала утенка к этим царственным птицам. Если он приблизится к ним, они, конечно, его убьют, потому что он такой гадкий…
    Но лучше умереть от их ударов, чем терпеть все, что выстрадал он в продолжение этой зимы! «Убейте меня…» – сказал утенок и опустил голову, ожидая смерти.

    Но что он увидел в чистой воде? Свое отраженье! Но он был теперь не гадкой серой птицей, а прекрасным лебедем. Не беда в гнезде утином родиться, было бы яйцо лебединое! Солнце ласкало его, сирень склонялась пред ним, лебеди нежно его целовали!
    Мог ли он мечтать о таком счастье, когда был гадким утенком?

    ВОПРОС
    Какие закономерности развития художественно выразил в образе Гадкого утенка замечательный сказочник Ханс Кристиан Андерсен?
    Наш ответ
      Разумеется, это, в первую очередь, образ той самой гегелевской идеи «снятия», о которой мы уже говорим с Вами. И пусть тысячи тысяч мам и пап умиляют, удобряют этой сказкой сердца своих деток мечтой в красоту и справедливость, но для нашего урока здесь важно совсем другое.

      Важно, что…
      … противоречия существования «снимаются», а не облегчаются;
      … это происходит скачком, однажды, когда «солнышко пригреет землю своими теплыми лучами»;
      … это происходит через тяжбы препятствий становления, когда «все смеялись, гнали отовсюду»;
      … не раньше того момента, когда «за зиму выросли крылья»;
      … и когда «лучше умереть от ударов, чем терпеть все, что выстрадал».

      И если бы папы с мамами могли в ласковых перепевах сказки передать этот урок своим деткам, то их мир укрепился бы чуточку надежнее.
      ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ
      Вопросы экспертам
      В развернувшейся перед Вами, в общем-то, драматичной картине развертки потенциала жизни становится различимой возможность помогать ей. Как это возможно? Как это возможно, если, например, ускорением времени, опережением созревших для перехода причин, мы разрушаем сложившиеся целостности, не создавая нового?

      У Н. К. Рериха есть замечательная метафора для выражения этого сюжета жизненной коллизии: «Нетерпение пассажиров не может ускорить движение курьерского поезда».
      Но если помедлить, не совершая усилий для созревшего перехода, то мы останемся в прежних противоречиях, упуская выгоды новых состояний и обрекая себя на длительное тягостное существование в неуместных условиях жизни. Как быть?
      Есть серьезные вопросы и к выбору разумного поведения в самих переходах:

      • Как избегать рисков состояний, которые возникают в предельных областях противоречий?
      • Каковы должны быть качества людей и организаций для того, чтобы совершать переходы в состояниях благополучия?
      • Вы знаете, что первым условием развития является наличие энергии, придающей живому активность. Нужны ли для полноценных скачков какие-то дополнительные силы, энергия помимо тех «порций», которые расходуются нами в плавных режимах существования? И какие?
      • Снятие противоречия – всегда риск. Это риск выбрать направление перехода, в котором жизнь остановится. Как распознавать то направление, которое продолжит ее с нарастанием жизненных сил?
      • Каковы Ваши примеры снятых или не снятых противоречий развития?

      Выскажите свои предложения по любому из заданных вопросов.
      Здесь Вы можете задать свои вопросы к теме. Они продемонстрируют Вам самому уровень интереса к ней и глубину, на которую заглядывает Ваше живое сознание.
      ТЕСТ
      Тест к Уроку 7
      Среди философов античной школы стоиков существовало убеждение в том, что человеку не следует при жизни страдать от мысли о том, что он когда-то начнет стареть и умрет. Они полагали, что это «не его проблема». Настоящей, подлинно человеческой заботой должно стать другое – совершение выборов в те моменты, в которых они были возможны и необходимы.
      Каковы, по Вашему мнению, наиболее существенные основания этого убеждения?

      Выберите один из вариантов ответа

      ЛИТЕРАТУРА
      Гегель Г. В. Ф. Философия духа //Энциклопедия философских наук. – М.: Мысль, 1977. Т.3. Философия духа. – 471 с.

      Элияху М. Голдратт, Джефф Кокс. Цель. Процесс непрерывного совершенствования. – Минск: Попурри, 2009. – 496 с.
      СОМНЕНИЯ
      Теперь Вы знаете о значении и особенностях скачкообразных актов развития. До появления человека природа совершала их принудительно. При наступлении сильных холодов или засухи просто-напросто исчезали тысячи видов животного мира. Оставались лишь те, которые могли спонтанно приобрести или уже имели среди своих способностей способ продолжать существование в новых и порой смертельных для других условиях. Во «второй» природе эти акты теперь совершаются или не совершаются волей людей – существ творящих.

      Но как это происходит реально? Одной из формой «снятия» Гегель называл такое решение, при котором внешнее (другое) становится внутренним. Это способ достижения единства с собой через преодоление всего не соответствующего цели духа: «все деятельности духа суть не что иное, как различные способы приведения внешнего к внутреннему» .

      А каковы другие формы?
      И что сохраняется в живом при снятии противоречий и переходе его к другой форме существования?

      А что происходит, когда снятие не совершается? Теперь в зависимости от наших различений и воли жизнь либо продолжается, либо ослабляет свои живительные силы.

      Не означает ли это, что мир стал более хрупким, чем прежде?
      Какова в связи с этим наша с Вами роль в его заботливом сохранении средствами развития?
      Куда и как его теперь следует направлять?

      Достаточно ли тех различений процессов развития, которые Вы освоили в нашем курсе?
      На какие Ваши прежние вопросы еще не появились ответы?
      Какие новые вопросы теперь у Вас появились?

      Давайте теперь вместе обнажим тот новый пласт незнания о развитии, который появился к этому моменту?! Давайте попытаемся задать себе те загадки, которые оказались неразрешимыми в нашем курсе?!
      Close
      Написать в Мастерскую
      Ваше сообщение
      Как к Вам обращаться?
      Ваша фамилия
      Ваш e-mail
      Ваш телефон
      Хочу получать новости
      Нажимая на кнопку "ОТПРАВИТЬ", Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой