Мобильно
сТУПЕНЬ 1. ПОНЯТИЕ О развитиИ
ЗАГАДКИ РАЗВИТИЯ
УРОК 8
Этот Урок завершает первый круг Вашего знакомства с одной из самых загадочных реальностей – с развитием.

Скорее всего, представление о нем, с которым Вы были на старте курса, несколько изменилось. Если Вы были внимательны при чтении текстов, прослушивании видео, если Вы вдумчиво следовали за логикой вопрошания о развитии и выстраивали свои собственные ответы на различные вопросы о развитии, то у Вас могла появиться уверенность в том, что развитие – не настолько сложный процесс, как о нем говорят.

И действительно:

  • У развития как у процесса понятные свойства, которые можно использовать в практике: оно алгоритмично, оно происходит волнами, оно чередует свои формы и другие;
  • Оно «подчиняется» понятным закономерностям: его подталкивают противоречия, рост, механика равновесия и другое;
  • Оно понятно как проявляется – в виде возникновения и изменения отношений живых целостностей с различными объектами и так далее.
    Но можно доказать, что эта уверенность не прочна. Развитие содержит в себе много загадок, которые не объясняются так просто, как это сейчас может казаться.

    Например, всем этим никак не объясняется странное поведение людей, которые создали нелепые с точки зрения закономерностей развития правила морали. Так, почему-то мы закрепили в них необходимость поддержки немощных, больных, пожилых людей, что, казалось бы, существенно замедляет развитие мира людей. Мы для чего-то сохраняем, казалось бы, совершенно бесполезные исторические раритеты – свидетельства отживших форм. Но, как показывает история, мы совершенно правильно все это делаем.

    Вы знаете, что при исчерпании ресурса в каких-то конкретных обстоятельствах, при созревании противоречий, угрожающих существованию живой целостности, она должна «снять» эти противоречия и создать какую-то новую форму жизни. Обычно говорят, что «выживают сильнейшие». Но в действительности природа демонстрирует другое – в потоке удачных переходов с нарастающей интенсивностью побеждают умнейшие. Закономерно ли это?

    Почему не все инновации приводят к развитию? И как различать среди них действительно развивающие?
    У развития много загадок, возбуждающих не только любознательный интерес, но и беспокойство. Главное беспокойство состоит в том, что, не имея ответов на подобные загадки, мы не можем управлять развитием. Получается, что мы не владеем им настолько, чтобы сознательно помогать ему устойчиво творить качественно новые миры. А это еще и опасно, поскольку сохраняется риск направить свои воли в сторону от магистрали усиления нашей живучести.

    Всякое живое сознание все это приводит к мысли о том, что нам стоит и весьма полезно вскрывать загадки развития, чтобы затем увеличивать свои силы.
    У восьмого Урока две учебных цели:

    • Помочь Вам увидеть неясные области знания о развитии, которые могли бы стать предметами развивающего Вас исследовательского поиска;
    • Показать Вам новые грани развития.
    Мы надеемся, это позволит Вам построить свою личную исследовательскую программу развития.
    Ваши шаги по уроку после просмотра видеолекции
    Шаг 1. Можно прочитать текст к видео. Но это не обязательно.
    Шаг 2. Поразмышляйте над небольшим примером для анализа ( Кейс ) и попытайтесь определиться со своим мнением относительно вопроса к нему.
    Шаг 3. Познакомьтесь с нашим вариантом ответа на тот же вопрос ( Комментарий к кейсу ). Сравните его со своим мнением – это поможет Вам чуть глубже понять предмет, которому посвящен наш Урок.
    Шаг 4. Поразмышляйте над вопросами, которые возникают у людей в связи с поднятой темой ( Вопросы экспертам ). Возможно, Вам захочется прислать свои рассуждения – отправьте их администратору курса.
    Шаг 5. Пройдите тест.
    Шаг 6. Если Вам захочется понять обсуждаемый предмет глубже – обратитесь к литературе, которую мы рекомендуем.
    Шаг 7. Перед переходом к следующему уроку почитайте «Сомнения». Рассмотрите их как небольшой «мостик» к новому знанию о развитии.

    ВИДЕО
    ПРИМЕР ДЛЯ АНАЛИЗА
    КЕЙС
    КОММЕНТАРИЙ К КЕЙСУ
    Попробуйте составить свое собственное мнение о ситуации прежде, чем перейдете к комментарию.

    Из рассказа управленца

    Меня пригласили в компанию для решения специфической задачи. В ней уже длительное время существовали два относительно близких бизнеса, но с расходящимися направлениями развития. По каждому направлению развитие сдерживалось, поскольку организационно эти бизнесы не были разделены. Люди оказывались функционально «привязаны» одновременно к каждому из них, зачастую теряя понимание своих конкретных задач. Меня пригласили для того, чтобы я разделила компанию на два самостоятельных бизнеса, не совершая при этом, как сказал шеф, «революций».

    Я начала действовать обычными менеджерскими инструментами. Прописывала новые процессы, распределяла по-новому функции работников, планировала организационные изменения и прочее. Но мне ничего не удалось. Все деятельности настолько срослись, переплелись, что ничего не удавалось поменять. Руководители первой линии соглашались с моими решениями, но в текучке дел никак не помогали переменам, поскольку сами были завязаны в операционной деятельности. Расстроившись, разочаровавшись в своих силах, я ушла из компании. Но сама сильно переживала случившееся и размышляла над уроками своего провала.

    Однажды у меня появилась идея о том, как надо было действовать. С этой идеей я снова пришла в компанию. Меня взяли. Я начала влиять на ритмы, в которых работали эти два бизнеса. Я специально разрабатывала и ставила руководителям направлений и проектов такие задачи и с такими сроками, при которых у этих бизнесов возникали рассогласования. Две срощенных части постепенно теряли устойчивые связи по многим слоям деятельности: по задействованию людей, по маркетинговым решениям, по выполнению заказов и прочим делам. Примерно через год мы имели дело с двумя разобщенными бизнесами, которые можно было спокойно оформить юридически и уже дальше вести дела с разными организационными структурами. Что, собственно, и произошло. Эта была моя победа.

    В это время менялась ситуация на рынке. Она менялась и технологически (отрасли быстро развивались), и в плане конкурентных стратегий (появились сильные альянсы отечественных компаний и западных), и в плане законов экономической деятельности (для успеха нужно было иметь много согласованных и оптимизированных потоков).

    Идея, ради которой бизнесы разделялись, потеряла значение. Более того, в новых условиях оказалось выгоднее двигаться одной, объединенной, разумно сшитой организационной структурой. Но к этому времени культуры в двух компаниях разошлись на большую дистанцию. В одной это была культура крутых «ставок». В другой – культура «процесса». Объединение их в одну «упряжку» уже было чрезвычайно затратным делом. Как-то все стало еще хуже. Но обратной дороги уже не было. Компания начала сдавать свои позиции на рынке.

    ВОПРОСЫ
    1. Какие обстоятельства в этом сюжете вполне объясняются теми различениями признаков развития, которые Вы изучили в нашем курсе?
    2. Какие обстоятельства пока необъяснимы?

    Наш ответ
      Скорее всего, на основе изученного Вы сможете объяснить несколько сюжетов из этой деловой истории:

      Провал первого этапа (до ухода женщины из компании) вполне объясним отсутствием созревших причин (тенденций) для реальных перемен в компании. Видимо, к этому моменту там еще не наступило тех предельных состояний, которые бы заставили руководителей мобилизовать все ресурсы на организационные изменения (принцип предела – Урок пятый).

      На этом этапе еще проявилось то, что усилия направлялись лишь по одному из векторов развития – по линии изменения организационных структур (по линии МЫ – Урок шестой). При этом в управленческих решениях ничего не совершалось в области развития самих сотрудников (линия Я) и по линии изменения технологий деятельности (линия ЭТО).

      Показательно, что причиной возвращения в компанию послужила неудовлетворенность героини всем случившимся. Это закономерно, поскольку именно дисгармоничные состояния принуждают к развитию, создавая энергию переменам (принцип гармонии – Урок пятый). К этому можно добавить и то, что здесь сработал механизм «воли к обладанию» (Урок второй).

      Весьма наглядно в успехе деления бизнесов проявились, пожалуй, все диалектические закономерности (Урок пятый). Ведь это было управления ритмами динамики противоречий.

      Во всем этом можно объяснить и другое. Например, умную работу с отношениями (с «клеточками» развития – Урок четвертый); исчерпание выбранных формы деятельности в новых обстоятельствах и снятие возникших противоречий (Урок седьмой) и что-то еще.

      Но с помощью уже имеющихся у Вас инструментов кое-что в этой ситуации необъяснимо.

      Почему руководителям не удалось предвидеть новых обстоятельств, при которых их выбор разделения бизнесов оказался ошибочным? Если отбросить в сторону аргумент об их слабой компетентности, то следует задать вопрос так – какова закономерность, приводящая к правильным выборам развивающих решений? На какие основания следует опираться при выборе, так называемых, «свободных решений» о развитии? Как устроен надежный «механизм» приобретения людьми качества, увеличивающего шансы на все более «живучие» решения?

      Как говорил знаменитый философ Людвиг Витгенштейн, «для того, чтобы двери открывались, петли должны быть неподвижными».

      Что следовало оставить неизменным при ведении организационных перемен в компании? Какие вопросы возникают у Вас?
      ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ
      Вопросы экспертам
      Разумно предположить, что приступая к освоению курса «ПОНЯТИЕ О РАЗВИТИИ» у Вас уже было какое-то представление об этом удивительном явлении природы. Скорее всего, это представление в чем-то подтвердилось, а с чем-то вошло, скажем так, в познавательное противоречие. Возможно, именно в этой «зоне» Ваших представлений и содержатся возможности для существенных приращений смыслов.

      Попробуйте поразмышлять над следующим:

      • Какова цель развития?
      • Как можно управлять развитием, если оно творится, творится одновременно всеми, творится творчеством каждого и всех вместе, являясь, как утверждает культурология, произведением произведений, выстраивая свои собственные структуры, нелинейно ветвясь в вариантах и, обобщенно говоря, закономерно властвуя над нами?
      • Является ли развитие детерминированным (предопределенным) процессом или это творчество Бога?
      • Что Вы хотели бы узнать о развитии теперь?
      • Каковы Ваши новые вопросы к развитию?

      Выскажите свои предложения по любому из заданных вопросов.
      Ваш ответ
      ТЕСТ
      Тест к Уроку 8
      По последним оценкам на планете Земля насчитывается около 8,7 млн. видов. Число это не точное, поскольку после нескольких столетий классификации живых существ ученым удалось документировать только 14% живых видов. Остальные 86% видов, которые существуют, еще не обнаружены.
      Как доказывают антропологи, на Земле существует несколько видов человека: четыре основных, базовых (африканский, средиземноморский, русскоравнинный, азиатский) и несколько вариантов – результата видообразования. Однако, завершенной картины видового разнообразия живых существ не существует.

      Как Вы полагаете, какая из названных закономерностей в большей мере объясняет факт такого большого разнообразия?

      Выберите один из вариантов ответа

      ЛИТЕРАТУРА
      Лао цзы. Книга о пути и силе. – Новосибирск,"ВИКО", 1992. –128 с.

      Теслинов А.Г. Бизнес-перемены: 9 законов и 70 уроков настройки вашего бизнеса. – М.: Эксмо, 2011. – 284 с.
      СОМНЕНИЯ
      Освоенные Вами признаки развития уже позволяют отличать развивающие процессы от улучшений, совершенствования и всего другого, что в обыденном сознании обычно отождествляется с этими процессами. И все же это еще не все признаки.

      Так, по-прежнему нет объяснения богатству разнообразия форм жизни. Каковы его объективные причины?

      Пока еще нет объяснения разнообразию причин, останавливающих развитие, хотя некоторые из них нам приоткрылись. Это, скажем так, патологии «целого», «снятия», активности» и некоторых других. И все же при одинаковых значениях этих факторов развитие может либо ускоряться, либо замедляться. От чего это зависит?

      Нет объяснения причин замораживания, эволюционного «застывания» живых процессов даже при наличии, казалось бы, весьма продуктивных противоречий. Чего еще им не хватало?

      Не объяснено принципиальное различие между развитием животного и человеческого миров, поскольку во втором продолжают действовать те же «механизмы», которые возникли в животном мире.

      И, пожалуй, самое существенное для Вас, как для человека деятельностного, а не только понимающе - созерцающего, еще не выведены прагматичные уроки из вскрытых закономерностей. Загадка «управления развитием» еще не раскрыта. Правда, в философии давно есть объяснение этому обстоятельству. Оказывается, по мере роста (развития) нашего собственного сознания мы оказываемся способными задать реальности такой вопрос, которого еще не было. По этой причине мир в обобщенном значении «не познаваем».

      Однако, для наиболее любознательных из всех тех, кто добрался о финала нашего курса, есть возможность открыть дверь к следующему слою знания о развитии. Мы говорим о второй ступени постижения этого знания – о курсе «УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИМИСЯ ПРОЦЕССАМИ». Название курса вполне отражает его суть.

      Но и пространство понятого на этой первой ступени может и должно быть расширено… мышлением о достигнутом. Наверняка Вы согласитесь с мудростью Конфуция:

      «Обучение без размышления — напрасный труд, мышление без обучения опасно».

      По этой причине в заключение курса мы предлагаем Вам совершить небольшую самопроверку результатов освоенного.

      И ждем Вас на следующей ступени освоения развития!

      Путь будет забористее, восхождение интереснее, результаты прагматичнее, но и сложнее. Однако, здесь мы уже говорим о новой закономерности. Оказывается, мир направляется к усложнению собственных форм. А Вы?
      ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
      ИТОГОВАЯ АНКЕТА
      Итоговая анкета
      Курс завершен и, без сомнений, у Вас появилось свое мнение о нем.
      Мы понимаем, что обучение при отсутствии живого диалога лишено многих ценных качеств. Однако, стоит попытаться извлечь из такой формы максимальные возможности.
      Команда курса будет благодарна, если Вы выскажете свои суждения по важным для нас вопросам. Помогите нашему курсу стать лучше.

      Ваше мнение о содержании курса:
      Какова глубина курса с учетом его назначения? (высокая, низкая…)
      Могут ли быть достигнуты заявленные цели курса при серьезном подходе к его освоению?
      Разумна ли содержательная логика уроков?
      Какие уроки показались Вам наиболее интересными?
      Какие уроки наиболее сложны для освоения?
      Что для Вас оказалось наиболее ценным в этом курсе?
      Ваше мнение о технологии курса:
      Каково качество видеолекций?
      … качество текстов к видео?
      … качество примеров для анализа?
      … качество комментариев к примерам?
      … качество тестов?
      Какова полезность вопросов к экспертам?
      … полезность списка литературы?
      … полезность текста с сомнениями?
      Какие ещё образовательные ресурсы/учебные материалы были бы полезны?
      Удобна ли образовательная платформа?
      Достаточно ли проста навигация по образовательным ресурсам?
      Какие технологические решения следует, на Ваш взгляд, изменить, убрать/ добавить?
      Будете ли Вы рекомендовать этот курс своим друзьям?
      Хотели бы Вы получить сертификат о прохождении курса?
      Будем благодарны за любой Ваш отзыв в свободной форме:

      Close
      Написать в Мастерскую
      Ваше сообщение
      Как к Вам обращаться?
      Ваша фамилия
      Ваш e-mail
      Ваш телефон
      Хочу получать новости
      Нажимая на кнопку "ОТПРАВИТЬ", Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой